Здоровье и будущая профессия
Здоровье и будущая профессия
Профессиональная ориентация подростков призвана помочь правильно выбрать профессию, определить свой жизненный путь. Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения. Им свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, это не учитывается часто и родителями.
Между тем доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека, в то время как профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб организму.
Поэтому одним из важных условий сохранения здоровья подрастающего поколения являются обязательные медицинские осмотры перед поступлением подростков на профессиональное обучение любым, даже самым легким, специальностям. Их целью является определение состояния здоровья подростка, годности его по состоянию здоровья к избранной профессии или рекомендация профессии, наиболее соответствующей физическому развитию и здоровью. Предварительные медицинские осмотры (перед поступлением в колледж, училище, на работу) проводятся в поликлиниках всеми специалистами.
На основании осмотра учащихся врач выносит заключение-рекомендацию о том, какой профиль профессиональной деятельности является для них наиболее подходящим по состоянию здоровья, в каких колледжах, училищах или вузах им целесообразнее обучаться.
Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий, возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.
Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и повышенные, к некоторым органам и системам. Это зависит от степени участия в работе разных органов - зрения, слуха, конечностей и др. Так, большое число профессий предъявляют повышенные требования к органу зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы, требующие большой точности, а следовательно, связанные с напряжением глаз, например профессии мелкого точного приборостроения в радиотехнической, электротехнической промышленности, полупроводниковом часовом, оптико-механическом производствах, профессии типографского профиля (корректорские, наборные), ювелирное дело, пилотирование летательных аппаратов и др.
Повышенную опасность глазного травматизма представляют профессии механических цехов металлообрабатывающих производств, особенно станочного профиля (токарь, фрезеровщик), слесарные, столярные работы, профессии горячих цехов и т.п.
Многие профессии требуют правильного различения цветов - сохранности цветового зрения. Это большинство профессий швейной, обувной, радиотехнической отраслей промышленности, транспорта.
Точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при их выполнении можно носить очки, и если в очках зрение улучшается, то можно осваивать эти профессии, например швейного, обувного, станочного, слесарного, радиотехнического, столярного профилей, механико-наладочные работы, специальности часового производства, другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно либо вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запыленности).
Многие профессии, не могут выполняться при нарушении движений в руках, особенно при отсутствии пальцев, их искривлении, тугоподвижности, для некоторых работ имеет значение хорошее состояние нижних конечностей (выполняемые стоя, связанные с подъемом на высоту).
Ряд специальностей предъявляют повышенные требования к сердечно-сосудистой системе (например, работы физического характера, в вынужденной рабочей позе, в горячих цехах), к нервной системе (напряженный конвейерный ритм труда, профессии сферы обслуживания и т.п.).
При выраженных искривлениях позвоночника, о чем рассказывалось выше, профессии, требующие долгого сидения в согнутой позе (работа швеи, радиомонтажника, часовщика) или подъема тяжестей, не рекомендуются. Более подходящими являются специальности слесарно-сборочные по некрупной сборке, приемочно-контрольные, механико-наладочные и им подобные, но без подъема и переноски тяжестей.
При выраженном плоскостопии рекомендуются профессии, выполняемые преимущественно сидя. Лица с нерезко выраженным плоскостопием не имеют ограничений к труду.
Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца (врожденные или ревматические пороки сердца), почек, легких, более ограничены к труду, однако и они могут осваивать немало профессий в колледжах и вузах, таких, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих отапливаемых помещениях, без физических перегрузок, без подъема на высоту; им подходят специальности монтажно-сборочные в приборостроении, некоторые профессии швейного производства, компьютерные, граверные и т.п.
Здесь нет необходимости приводить подробные сведения о профессиональной пригодности подростков, страдающих различными заболеваниями; мы преследовали цель привлечь внимание родителей к этому важному вопросу, конкретно же решает его в отношении каждого подростка врач.
В помощь проведению работы по профессиональной ориентации подростков с заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья изданы перечни медицинских противопоказаний для обучения в колледжах, училищах и вузах, имеющиеся в подростковых кабинетах поликлиник, куда следует обращаться за советом о выборе профессии. Кроме того, в настоящее время созданы кабинеты профессиональной ориентации, где компетентные специалисты, в том числе и врачи, дают консультацию о подходящей для подростка профессии с учетом его склонностей, способностей, развития, личностных качеств и состояния здоровья.
источник: http://www.gippokrat.by/articles/article-text.html?url=zdorovje-i-buduschaja-professija
Комментариев нет:
Отправить комментарий